Организация проката является одним из наиболее молодых бизнес направлений, которое активно развивается и разрабатывается. Наиболее популярным видом является, конечно же, автопрокат. Однако последнее время более активно стали развиваться компании, предоставляющие в аренду не только автомобили разных классов, но и различные электромобили, квадроциклы, велосипеда, а также коньки, лыжи или сноуборды. Сезонность таких услуг позволяет максимально использовать возможности компании в течение всего года, однако стоит учитывать объем целевой аудитории и все возможные риски.
Началом организации компании по прокату будет составление подробного бизнес плана проката автомобилей, в котором необходимо продумать и рассчитать все основные этапы запуска фирмы. Для начала работы необходимо будет зарегистрировать компанию, что не должно создавать никаких дополнительных трудностей, поскольку практически по всем видам автомобильного бизнеса лицензирование отменено. Затем следует серьезно подойти к выбору помещения для будущего офиса, стоянки. Правильный выбор места расположения компании существенно поможет удержаться на плаву в первое время, поэтому лучше выбирать помещение, максимально расположенное к центру, вокзалам, аэропортам и т.п. Отдельное внимание следует уделить подбору квалифицированного персонала и компьютеризации работы вашего будущего предприятия.
При возможности работать и с сезонными видами услуг, стоит также разработать бизнес план проката квадроциклов, сноубордов или снегоходов, в зависимости от того, с каким именно сезонным транспортом вы планируете работать. Автопарк можно формировать как из совершенно новых автомобилей, так и предоставлять в аренду подержанные автомобили, однако стоит учитывать, что стоимость такой услуги будет несколько дешевле, нежели аренда нового авто. Зато обслуживание б/у автомобилей может оказаться даже более затратным, нежели техобслуживание новых машин.
В целом, наибольшим спросом стабильно пользуются машины среднего и эконом класса. В половине случаев аренды таких автомобилей вашим клиентом будет автовладелец, не имеющий возможности воспользоваться личным авто. Гораздо реже арендуются автомобили для торжественных мероприятий или вечеринок. Автомобили представительского класса арендуют преимущественно небольшие фирмы и предприятия, нежелающие тратиться на содержание служебного автотранспорта.
Работая с курортной техникой нужно уделить внимание и выбору маршрутов или же построить свои трассы. В большинстве случаев территорию под трассу выкупают, однако для того, чтобы значительно сократить расходы и финансовые риски лучше взять ее в аренду. Прекрасным вариантом будет пересеченная местность, на которой имеются как естественные, так и искусственные препятствия. Изначально в бизнес план проката можно включить всего одну естественную трассу, однако по мере развития бизнеса количество трасс необходимо увеличивать, параллельно повышая сложность некоторых из них.
Обязательным условием является страхование вашего транспорта. Автомобили, к примеру, в обязательном порядке должны быть застрахованы в рамках АВТОКАСКО и на условиях гражданской ответственности. При этом обращаться лучше в крупные и давно известные страховые компании, которые проверены временем, дорожат своей репутацией и, соответственно, просто не заинтересованы в чрезмерном затягивании рассмотрения страховых случаев и выплаты страховок.
Рассчитывая стоимость аренды, стоит учитывать как цену транспорта, так и стоимость страховки, техобслуживания, налоговые сборы, расходы предприятия по выплате коммунальных платежей, аренды помещений или трасс, выплату заработной платы сотрудникам и т.п. Однако завышать цены нельзя, поскольку при наличии конкуренции такая мера не сыграет вам на пользу.
Отдельным пунктом бизнес плана должна стать рекламная кампания вашего будущего предприятия. Наиболее эффективной является наружная реклама, рекламные посты в сети Интернет, а при работе с сезонными развлечениями – сотрудничество с туристическими фирмами. Также стоит разместить рекламу в тиражированных печатных изданиях и на радио. Широкая рекламная кампания обязательна на старте вашего бизнеса и существенно поможет его развитию. А в дальнейшем достаточно будет проводить периодические небольшие кампании по рекламированию, к примеру, предпраздничных акций и скидок.
В среднем, как показывает практика, окупаемость автопроката занимает от одного до пяти лет, в то время как прокат сезонной техники на курортах или в зонах отдыха может окупиться даже за один сезон.